Исследование рынка хлеба: тенденции и перспективы для Украины


24b685e90f4e1c80fbad1295f240ae8dОбъем рынка хлеба и хлебобулочных изделий Украины сокращается из года в год. Снижение объемов потребления продукции связанно с сокращением количества населения в стране и изменением потребительских предпочтений.

Соколов Александр, директор Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA

Показатель емкости рынка напрямую связан с объемом внутреннего производства данного продукта, поскольку экспорт и импорт незначительны и не оказывают на рынок серьезного влияния. Емкость рынка хлеба и ХБИ Украины в натуральном выражении, в последние четыре года, демонстрировала негативную динамику. В денежном выражении, ситуация противоположная – емкость рынка растет.

Динамика производства хлеба и ХБИ в Украине уже несколько лет демонстрирует негативные тенденции снижения. Наиболее сильно рынок сократился в 2009 г. – на 7,7% в натуральном выражении, что связанно с кризисными явлениями в стране и стремлением населения максимально сократить расходы.

Диаграмма 1

Динамика объемов производства хлеба за 2008-2009 гг. в Украине в натуральном (тыс. тонн) и денежном (млн. грн.) выражении

1_(7)

Источник: по данным Госкомстата Украины; базы производителей Украины

Особенностью рынка является наличие региональных лидеров среди производителей. Для повышения эффективности и рентабельности деятельности основные операторы рынка все чаще выбирают вертикально интегрированную схему построения производственного процесса. Данные холдинги включают посевные площади, элеваторы, перерабатывающие предприятия, хлебозаводы и сбытовую структуру. Такой замкнутый цикл дает возможность оптимизировать все процессы производства и повысить его рентабельность.

Рынок хлеба и ХБИ, и особенно сегмент социальных сортов, подвержены жестокому государственному контролю. Тем не менее, себестоимость продукции постоянно растет за счет увеличения стоимости сырья, энергоносителей и других составляющих производства. Исходя из этих факторов, рентабельность деятельности операторов рынка хлеба и ХБИ падает.

Диаграмма 2

Динамика объема потребления хлеба и ХБИ в среднем за месяц на душу населения за 2000-2011 гг. в Украине, кг

2_(13)

Источник: по данным Госкомстата Украины

Также можно отметить тенденцию к сокращению объема потребления хлеба и ХБИ – по итогам 2011 г. за месяц на душу населения приходилось 9,2 кг продукции. Данный показатель демонстрирует снижение с 2000 г., что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

Comments are closed.